Если глаза - зеркало души, то почерк - это рисунок
внутреннего мира человека.Почерк может многое рассказать о характере и душевном
состоянии своего «хозяина». Он претерпевает изменения в процессе всей жизни
человека, но его основы закладываются в раннем возрасте. Как научить своего
ребенка красиво писать - одна из задач родителей, которая часто игнорируется
ими за частоколом более важных «школьных бед».
-Почему ребенок пишет «как курица лапой»?
-В большинстве случаев это связано с тем, что мелкие мышцы руки слабо развиты,
незакончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, ребенок слабо
ориентируется на листе бумаги или плохо переносит статическую нагрузку.
-Нужно ли бороться с ребенком за чистоту письма? Нужно ли
вообще формировать -красивый почерк?
-Бороться нужно не с ребенком, а с проблемой. И начинать подготовку к письму
еще в дошкольном возрасте: заниматься пальчиковой гимнастикой, играть с мелкими
предметами, лепить фигурки из пластилина.
Каллиграфия соответствует правильному эстетическому развитию школьника,
воспитывает в нем аккуратность, трудолюбие, добросовестность и старательное
отношение к выполнению любой работы. Навык письма - это двигательный навык, и
формируется он одновременно с умственным развитием. Недаром существует
выражение «разумные руки».
- А влияет ли «чистое» письмо на формирование характера ребенка?
-Безусловно, да. Письмо - это отражение процесса формирования характера и,
одновременно, фактор, влияющий на данный процесс. Когда Ваш ребенок пишет
чисто, красиво и четко, он аккуратен в выполнении и других заданий, он быстрее
находит общий язык со сверстниками. Разборчивый почерк повышает оценку
преподавателя и в результате - самооценку самого школьника.
- Тогда какие существуют приемы работы над формированием
красивого почерка у младших школьников?
-Прежде всего, нужно понять, в чем проблема ребенка, который пишет вкривь и
вкось: слабая или наоборот напряженная кисть руки, неправильная посадка при
письме, плохая ориентация на листе бумаги или слабая координация движений руки
и глаз. Поняв причину, легко подобрать комплекс упражнений для развития правильного
письма. Не можете определить сами, обратитесь за помощью к школьному учителю,
логопеду или детскому психологу.
Однако каждому родителю следует иметь в виду три основных момента.
Во-первых, обратить внимание на позу ребенка за письмом и рисованием.
Во-вторых, научить его правильно держать пишущий инструмент.
И, в-третьих, делать упражнения по координации движений пальцев, кисти,
предплечья и плеча.
И помните, что научить малыша красиво писать гораздо проще, чем исправлять
плохой почерк. Хотя учиться никогда не поздно.
Как
правильно сидеть при письме:
сидеть прямо: туловище, плечи
держать ровно, голову чуть наклонить вперед;
опираться спиной на спинку
стула;
не опираться грудью на стол;
ноги согнуты в коленях под
прямым углом, стопы ровно на полу или подставке;
обе руки на столе, опираются о
стол, локти выступают за край стола.
Как
правильно держать ручку:
Ручка лежит на левой стороне
среднего пальца, указательный палец придерживает ручку сверху, большой
палец - с левой стороны.Все три пальца слегка закруглены и не
сжимают ручку сильно. Во время письма рука опирается на верхний сустав
мизинца;
Расстояние от нижнего кончика
ручки до указательного пальца составляет примерно 1,5 - 2,5 см;
Верхний кончик пишущего
предмета ориентирован на плечо пишущей руки
Упражнение 1.
Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки,
затем другой. Упражнение повторяется в обратном порядке. Упражнение 2. Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы сразу
обеих рук, начиная с мизинца. Упражнение 3. Ребенок зажимает ручку (или любой другой пишущий
инструмент) средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы,
следя, чтоб ручка не опускалась ниже большого пальца. Упражнение 4. На столе лежат 10 карандашей. Одной рукой ребенок собирает
в кулак карандаши, беря их по одному, далее кладет обратно на стол также по
одному. Упражнение 5. Ребенок зажимает карандаш вторыми фалангами указательного
и среднего пальцев и «шагает» по поверхности стола. Упражнение 6. Ребенок, представив, что в ладошках находится мячик,
совершает движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны. Упражнение 7. Ребенок зажимает конец ручки указательным и средним
пальцами правой руки и, переворачивая ручку, вкладывает ее длинным концом в
левую руку, и обратно. При этом нужно контролировать, чтобы руки ребенка
упирались в край стола, локти чуть свешивались, а ладони были приподняты над
поверхностью. Тогда ручка будет вращаться правильно - в вертикальной плоскости.