Дайте ребенку лист бумаги форматом А4, простой карандаш и цветные
карандаши. пусть ребенок положит перед собой лист как ему удобно.
Предложите ему нарисовать свою семью. не проговаривайте, кто входит в
вашу семью. Пусть ребенок выразит только свои чувства и мысли.
Когда рисунок будет выполнен, вы много узнаете о том, как малыш
воспринимает взаимоотношения в семье, и какова его роль в семье с его
точки зрения.
Рисуя родных, ребенок, обычно четко знает, кого изобразить рядом с
собой, наделяет членов семьи персональными и только им присущими
качествами. Например, если ребенок нарисовал кого-то с четко
прорисованными деталями (кармашки-бантики, украшения, шарики - много
мелких деталей), это говорит об особой любви к такому человеку. Если же
ребенок рисует фигуру со сжатыми кулаками, это может означать - страх
безнадежность или даже агрессию. Если руки фигуры подняты вверх, то
этот член семьи обычно положительно настроен и уверен в себе. Когда все
члены семьи держатся за руки и улыбаются, это говорит о том, что
ребенок воспринимает свою семью, как дружную и сплоченную.
Подробный анализ
Чтобы более подробно проанализировать рисунок обратите внимание на следующие детали:
- Размер и расположение рисунка на листе.
Неуверенные в себе дети располагают рисунок не на всем листе, а лишь
на его какой-то части. Часто стирают детали, сомневаются в правильности
своего изображения, линию земли (пола рисуют высоко от нижней границы
листа.
- Фигуры людей.
Дети часто изображают отцов сильными и крепкими, что ассоциируется у
них с материальной основой и властью в семье. Если папа слишком крупно
изображен по сравнению с мамой, то это значит, что, возможно, роль
матери в семье принижается и существуют проблемы в родительских
взаимоотношениях. Идеально. если папа и мама изображены в одном стиле и
пропорции из фигур сохранены.
- Контуры линий.
Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует четкие ровные линии,
рисует без сомнений. Нерешительный ребёнок обычно для рисования
выбирает блеклые, неяркие цвета, линии рисует с плохим нажимом. Если
ребенок агрессивен, от во время работы может часто ломать грифель
карандаша, сильно давить на него. Мягкий по характеру ребенок будет
рисовать много плавных, извилистых линий. Детки с волевым характером
наоборот, будут в рисунке использовать углы и четкие прямые линии.
- Выбор цвета.
Цвет передает эмоциональное состояние ребенка. если ребенок
использует яркие цвета, цвета радуги, значит, у него хорошее
настроение. если же ребенок выполнил рисунок в мрачных тусклых цветах -
это говорит о плохом настроении или сниженном эмоциональном состоянии.
- Состав семьи.
Очень важно, насколько состав семьи соответствует действительности.
если ребенок кого-то на нарисовал, то это говорит о его
незначительности этого члена семьи для ребенка или даже в целом для
семьи. Возможно, что у ребенка с этим человеком конфликтные отношения,
неприязнь. Он как бы отвергает этого человека. очень часто дети не
рисуют братиков и сестричек если ревнуют родителей к ним, если есть
конкуренция за внимание и любовь.
Иногда дети в рисунке семьи изображают посторонних людей, на
входящих в реальную семью. Это говорит, что у ребенка с этим человеком
очень тесный эмоциональный контакт. Также дети могут изобразить
дедушек, бабушек или других родственников, не живущих с ним в семье. Но
ребенок их очень любит, скучает и считает их также членами своей семьи.
- Ребенок рисует себя.
Если ребёнок
нарисовал себя в уголке листа, отдельно или спиной ко всем, то это
значит что он чувствует себя одиноко, страдает от дефицита внимания и
любви.
Еще тревожнее, если ребенок вовсе не нарисовал себя. Но бывает, что
ребёнок нарисовал только себя. Этот ребенок - маленький эгоист,
привыкший быть объектом общей заботы. Конечно, смысл порой иной,
ребенок по замыслу рисунка мог "куда-то спрятаться", это также говорит
о непростых отношениях в семье. Анализ рисунка должен вестись
параллельно с рассказом ребенка о рисунке.
- Размеры фигур на рисунке.
По их расположению можно судит о том, ка ребенок относится к тем или
иным членам семьи. Самый значимый человек в семье для ребёнка будет
изображен самым высоким и крупным. Самый маленький и неяркий -
наоборот. Люди которые изображены рядом с ребенком являются для него
самыми значимыми.
- Выражение лиц.
Рассмотрите лица фигур, пусть ребёнок вам расскажет, кто в каком
настроении изображен: грустном или веселом. или может быть задумчивым.
ребёнок вам расскажет, почему с его точки зрения у фигур такое
настроение, какие у них мысли и мечты. это даст вам очень богатый
материал для размышления.
- Отдельные части тела.
Голова - разум интеллект и контроль. Если ребенок особенно
тщательно прорисовывает голову, то это может означать что в семье
больше внимания уделяется разуму, чем душе.
Уши отвечают за способность слушать и слышать собеседников, а также воспринимать критику и чужое мнение.
Рот - способность отстаивать свои интересы и права.
Тело человека показывает чувства, эмоциональное состояние.
четко прорисованное тело говорит о душевном, физическом и эмоциональном
здоровье ребенка.
Руки показывают на способность устанавливать контакт с близкими людьми.
Ноги показывают способность передвижения ребёнка в мире, способность воспринимать новое.
Делаем выводы
Если, изучив рисунок ребенка,
вы узнали что-то, вызвавшее у вас тревогу или опасения - не
переживайте, все может быть совсем не так. Возможно ребёнок изобразил
свое сиюминутное настроение. На рисунок могут повлиять ссоры с близкими
людьми, или то, что накануне он увидел страшный эпизод по телевизору и
находится под его впечатлением. Все замеченное надо обсудить с
ребенком, чтобы развеять негативные мысли и через какое-то время вновь
провести диагностику. А вот если результат в целом повторился, это уже
о чем-то говорит и тогда Вам лучше обратиться за консультацией к
психологу.
Рисуйте, и воспользовавшись знаниями о тайнах детского рисунка, познавайте мир своего малыша!
|