1. Вводная беседа
Психолог предлагает занять свои места на стульчиках, стоящих по кругу, и
знакомит с правилами поведения в группе. Психолог. «Девочки
и мальчики! Один раз в неделю мы будем играть с вами в игры, которые помогут
вам стать более смелыми и уверенными в себе. Каждое занятие
состоит из трех частей. 1-я часть называется «Разминка». Проводится она в
кругу, все сидят на стульчиках. Разминка нужна для того, чтобы мы настроились
на занятия, стали добрее друг к другу, внимательнее.
2-я часть – главная. Здесь мы можем и сидеть на стульчиках, и стоять в кругу, и
сидеть на ковре. Мы будем играть друг с другом и все вместе. Нам надо научиться
понимать друг друга.
3-я часть – это заключительные игры, прощание друг с другом.
2. Принятие групповых правил Ребята, мы будем сидеть
в кругу, а это значит – по определенному правилу, по закону. Для тех, кто сидит
в кругу, существует правило: «Когда говорит один, остальные слушают его и
понимают». Помните мультфильм «Маугли»? Там тоже, когда говорил один, остальные
внимательно слушали и не перебивали его. Например, так слушали Багиру, медведя
Балу. А когда внимательно слушаешь, можно узнать много нового и интересного. А
не завести ли нам , дети, такое замечательное правило?»
Ответы детей.
(Повторяется и разбирается это правило.)
Девочки и мальчики, кто понял это правило? А кто собирается его выполнять?
Отлично? Значит и в нашем кругу будет действовать правило: «Когда говорит один,
остальные слушают и стараются понять». Будет очень хорошо, если на наших
занятиях вы будете говорить то, что думаете и чувствуете. Этому мы будем
учиться все вместе.
В заключение Психолог может провести одну игру из разминки, одной из основной
части (лучше, если это будет уже известная игра, например «Река»). В заключении
надо прощаться.
Эта игра – прощание может и в дальнейшем стать ритуальной.
3. Игра «Барометр настроения».
Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям
предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только
руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки
разведены в сторону.
4.
Игра «Паровозик».
Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их
станция. Один из участников «паровозик». Его задание – обойти всех, собрать
пассажиров под музыку или известную песню М. Старокадомского «Веселые
путешественники».
Когда «паровозик» собрал всех, ведущий может спросить ребенка, кого он взял
первым и почему. Эта игра дает возможность определить выборы детей. Ассистент(
в том случае, когда тренинг проводит психолог, это может быть воспитатель,
учитель) записывает на бумаге выбор каждого ребенка.
Игра «Река».
Играющие
становятся в одну колонну. Психолог объявляет, что все они – большая река,
которая в одном месте «разливается» на два рукава: две маленькие речки. В
начале колонны необходимо поставить двух лидеров и, показывая, как
«разливается» река, развести их в разные стороны. Остальные дети по очереди
расходятся в разные стороны. Учитывается желания каждого. Ассистент фиксирует
слияние детей в подгруппы. Возможно, это будущие подгруппы социального
тренинга.