Главная » Файлы » Cоветы родителям |
25.10.2010, 12:06 | |
В период младшего школьного возраста активно формируется самооценка. Она включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его чле нам. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную - завышенную или заниженную самооценку. Самооценка не оста ется стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрас тных особенностей и других факторов она имеет тенденцию изме няться. Основными факторами, от которых зависит самооценка младших школьников, являются: школьная оценка, особенности обще ния учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания.
Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку, дети считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя предста вителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успе ваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Взрослым необходимо помнить о том, что младшие школьники еще слабо различают оценку результатов деятельности и оценку личности. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты - пло хой. Важно, чтобы взрослые ставили в пример детям не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь. Используя при ем сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, он укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Не стоит захваливать тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, но нужно поощрять малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ребенка.
На становление самооценки младшего школьника огромное значение оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценно сти. Как правило, дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира в семье, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, по сути, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям.
Отношение ребенка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те ка чества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвертому. Родители задают исходный уровень притя заний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности ив отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной само оценкой рассчитывают только на успех и переживают четверку как трагедию.
Дети, имеющие адекватную самооценку, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможно стями. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются актив ностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельно сти. Их характеризует максимальная самостоятельность. Неадекват ная заниженная самооценка младших школьников проявляется в их поведении и чертах личности. Эти дети выбирают только легкие зада чи и в жизни, и в экстремальных ситуациях. Они словно берегут свой успех и, боясь его потерять, боятся самой деятельности. Деятельность других они переоценивают. Такие дети неуверенны в себе, имеют по вышенную самокритичность. Они робки, ранимы, сосредоточены на себе, их общение с детьми и взрослыми затруднено. И все же эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их са мооценку. Ученые выявили причины формирования неадекватной самооценки у младших школьников, они таковы:
1.0граниченный круг общения и деятельности.
Некоторые родители ограничивают сферу деятельности Детей только учением: дети не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, не заняты работой по дому. Тем самым ограничиваются сферы, где дети могут проявить себя, а затем и оценить. Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требу ется проявить определенное качество, выполнить определенные действия, совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также слу жит причиной неадекватности самооценки.
2.
Заниженные или завышенные оценки,
даваемые ребенку другими людьми.
Такие оценки особенно влияют на детей, обладаю
щих повышенной внушаемостью, несамостоятельностью
в выводах, ориентацией на оценки других. Эти дети верят, что мнение другого человека более
объективно, чем собственное, они склонны учитывать 3. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе. От сутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников приводит к нетребовательности, не формирует пра вильность критериев оценки и самооценки. 4. Случайные успехи или неуспехи – то, что называется везени ем и невезением, хотя, безусловно, этот фактор менее значим. Подводя итог, следует заметить, что в оценке деятельности де тей со стороны родителей важна система. В ней самое главное - це нить индивидуальность ребенка, радоваться вместе с ним даже небольшому успеху, отмечать улучшения и помогать, чтобы они состоялись. Помните, что самооценка, сформированная в детстве, как прави ло, переносится во взрослую жизнь и может существенно на нее вли ять. Поддерживайте самоценность ребенка, помогайте ему полюбить себя.
Примечание: Классному руководителю я предлагаю использовать в практике воспитательной деятельности игру, развивающую самоуважение ребенка, разработанную педагогом Е. Труфановой. | |
Просмотров: 1527 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |