В период младшего
школьного возраста активно формируется самооценка. Она включает в себя
оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе,
отношения к другим его членам. От уровня самооценки зависит активность личности,
ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива.
Принято различать адекватную
(или реальную) и неадекватную -
завышенную или заниженную самооценку. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в
деятельности, возрастных
особенностей и других факторов она имеет тенденцию изменяться. Основными факторами, от которых зависит
самооценка младших школьников, являются: школьная оценка,
особенности общения учителя с учащимися,
стиль домашнего воспитания.
Большое влияние на
развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь
на оценку, дети считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п.,
наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших
классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус
ребенка. Взрослым необходимо помнить о том, что младшие школьники еще слабо
различают оценку результатов деятельности и оценку личности. Поэтому негативный отзыв о своей работе они
воспринимают как оценку: ты - плохой.
Важно, чтобы взрослые ставили в пример детям не других детей, а результаты их
собственной работы прежде и теперь. Используя прием сравнения для показа ученику его собственного,
пусть даже очень малого продвижения
вперед по сравнению со вчерашним днем, он укрепляет и поднимает доверие
ученика к себе, к своим возможностям. Не
стоит захваливать тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, но нужно поощрять малейшие
продвижения в учении слабого, но
старательного ребенка.
На становление самооценки младшего
школьника огромное значение оказывает стиль воспитания в семье, принятые
в ней ценности. Как правило, дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира в
семье, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют
высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с
достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям
и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с заниженной
самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, по сути,
результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям.
Отношение ребенка к
себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У
ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей:
поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности
учения у
детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к
четвертому. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в
учебной деятельности ив отношениях. Дети с
высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой рассчитывают только на успех и переживают четверку как трагедию.
Дети, имеющие адекватную
самооценку, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с
интересом ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими
возможностями. Дети с высокой
адекватной самооценкой отличаются активностью,
стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная
самостоятельность. Неадекватная
заниженная самооценка младших
школьников проявляется в их поведении
и чертах личности. Эти дети выбирают только легкие задачи и в жизни, и в экстремальных ситуациях. Они
словно берегут свой успех и, боясь
его потерять, боятся самой деятельности. Деятельность других они переоценивают.
Такие дети неуверенны в себе, имеют повышенную
самокритичность. Они робки, ранимы, сосредоточены на себе, их общение с детьми и взрослыми затруднено.
И все же эти дети чувствительны к
одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Ученые выявили причины
формирования неадекватной самооценки у младших школьников, они таковы:
1.0граниченный круг общения и деятельности.
Некоторые родители ограничивают сферу деятельности
Детей только учением: дети не имеют других увлечений и занятий, не посещают
кружки, не заняты работой по дому. Тем самым ограничиваются сферы, где дети могут
проявить себя, а затем и оценить. Следствием этого становится отсутствие
представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить
определенное качество, выполнить определенные действия, совершить нужный
поступок. Это, в свою очередь, также служит причиной неадекватности самооценки.
2.Заниженные или завышенные оценки,даваемые ребенку другими людьми.
Такие оценки особенно влияют на детей, обладающих повышенной внушаемостью, несамостоятельностью
в выводах, ориентацией на оценки других. Эти дети верят, что мнение другого человека более
объективно, чем собственное, они склонны учитывать
избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе.
3.Слабое развитие оценочных отношений в
коллективе.
Отсутствие традиции
оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников приводит к
нетребовательности, не формирует правильность критериев оценки и самооценки.
4.Случайные успехи или
неуспехи – то, что называется везением и
невезением, хотя, безусловно, этот фактор менее значим.
Подводя итог,
следует заметить, что в оценке деятельности детей со стороны родителей важна система. В ней самое главное
- ценить индивидуальность ребенка,
радоваться вместе с ним даже небольшому успеху, отмечать улучшения и помогать,
чтобы они состоялись. Помните, что самооценка, сформированная в детстве, как
правило, переносится во взрослую
жизнь и может существенно на нее влиять.
Поддерживайте самоценность ребенка, помогайте ему полюбитьсебя.
Примечание: Классному
руководителю я предлагаю использовать в практике воспитательной деятельности
игру, развивающую самоуважение ребенка, разработанную педагогом Е. Труфановой.