Главная » Файлы » Cоветы родителям

Что влияет на самооценку младших школьников?
30.10.2010, 07:21

В период младшего школьного возраста активно формируется самооценка. Она включает в себя оценку самого себя, своей деятель­ности, своего положения в коллективе, отношения к другим его чле­нам. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремле­ние к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива.

 Принято различать адекватную (или реальную) и неадекват­ную - завышенную или заниженную самооценку. Самооценка не оста­ется стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрас­тных особенностей и других факторов она имеет тенденцию изме­няться. Основными факторами, от которых зависит самооценка млад­ших школьников, являются: школьная оценка, особенности обще­ния учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания.

 Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку, дети считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя предста­вителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успе­ваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Взрослым необхо­димо помнить о том, что младшие школьники еще слабо различают оценку результатов деятельности и оценку личности. Поэтому нега­тивный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты - пло­хой. Важно, чтобы взрослые ставили в пример детям не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь. Используя при­ем сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, он ук­репляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Не стоит захваливать тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, но нужно поощрять малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ребенка.

 На становление самооценки младшего школьника огромное зна­чение оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценно­сти. Как правило, дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира в семье, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказа­ниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с зани­женной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, по сути, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям.

 Отношение ребенка к себе как ученику в значительной мере оп­ределяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те ка­чества, которые больше всего заботят родителей: поддержание пре­стижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвертому. Родители задают исходный уровень притя­заний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности ив отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной само­оценкой рассчитывают только на успех и переживают четверку как трагедию.

 Дети, имеющие адекватную самооценку, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможно­стями. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются актив­ностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельно­сти. Их характеризует максимальная самостоятельность. Неадекват­ная заниженная самооценка младших школьников проявляется в их поведении и чертах личности. Эти дети выбирают только легкие зада­чи и в жизни, и в экстремальных ситуациях. Они словно берегут свой успех и, боясь его потерять, боятся самой деятельности. Деятельность других они переоценивают. Такие дети неуверенны в себе, имеют по­вышенную самокритичность. Они робки, ранимы, сосредоточены на себе, их общение с детьми и взрослыми затруднено. И все же эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их са­мооценку.

Ученые выявили причины формирования неадекватной само­оценки у младших школьников, они таковы:

 1.0граниченный круг общения и деятельности.

 Некоторые родители ограничивают сферу деятельности Детей только учением: дети не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, не заняты работой по дому. Тем самым ограничиваются сферы, где дети могут проявить себя, а затем и оценить. Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить определенное качество, выполнить определенные дей­ствия, совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также слу­жит причиной неадекватности самооценки.

 2.   Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно влияют на детей, обладаю­щих повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценки других. Эти дети верят, что мнение другого человека более объективно, чем собственное, они склонны учитывать
избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о се­
бе.

 3.   Слабое развитие оценочных отношений в коллективе.

 От­сутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников приводит к нетребовательности, не формирует пра­вильность критериев оценки и самооценки.

 4. Случайные успехи или неуспехи то, что называется везени­ем и невезением, хотя, безусловно, этот фактор менее значим.

 Подводя итог, следует заметить, что в оценке деятельности де­тей со стороны родителей важна система. В ней самое главное - це­нить индивидуальность ребенка, радоваться вместе с ним даже не­большому успеху, отмечать улучшения и помогать, чтобы они состоя­лись. Помните, что самооценка, сформированная в детстве, как прави­ло, переносится во взрослую жизнь и может существенно на нее вли­ять. Поддерживайте самоценность ребенка, помогайте ему полюбить себя.

 Примечание: Классному руководителю я предлагаю исполь­зовать в практике воспитательной деятельности игру, развивающую самоуважение ребенка, разработанную педагогом Е. Труфановой.

 

Категория: Cоветы родителям | Добавил: admin | Теги: самооценка, младший школьник
Просмотров: 5844 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: