Главная » Файлы » Что означают рисунки детей

Человек
31.10.2010, 13:00

Дайте ребенку лист белой бумаги и карандаш. Попросите нарисовать человечка. Сами сядьте рядом, но не давайте никаких указаний, не делайте замечаний, словом, не вмешивайтесь в творческий процесс. Обратите внимание: с чего начал ребенок рисовать фигурку? Если с головы, то, как считают психологи, у ребенка нормальное мироощущение, а вот если с ног, то, скорее всего, у него скрытая тревога.

Перед вами человечек. Присмотритесь к нему. Если у человечка маленькая головка, то это свидетельствует о том, что автор рисунка испытывает состояние неудовлетворенности, у него занижена самооценка. Ведь голова расценивается как сфера интеллекта, а также волевого управления различными побуждениями. Уже маленький ребенок считает голову очень важной частью человека, он чувствует, что взрослые люди ум, умелость как-то связывают с головой. Нечеткое изображение головы – это тоже показатель неуверенности в своих силах, робости.

Рисунок может быть размещен в разных частях листа. Если высоко от центра, то у ребенка высокая самооценка и вместе с тем он недоволен своим положением, ему не хватает признания со стороны близких людей. Если же рисунок расположен в нижней части листа, то у ребенка заниженная самооценка. Смещение фигурки влево указывает на пассивность, страх перед будущим, вправо – на активность, оптимизм. Если рисунок расположен по центру, то самооценка ребенка адекватна действительности.

Маленький рисунок указывает на стремление быть незаметным, на проявление тревожности, очень большой – на потребность в самоутверждении. Рассмотрим детали рисунка. Квадратное или угловатое туловище свидетельствует о стремлении к мужественности, укреплению воли, слишком маленькое – об униженности, подавленности. Чрезмерно широкие плечи человечка на рисунке указывают на ощущение силы автора, угловатые плечи – на осторожность, повышенную тревожность. Покатые плечи чаще всего отражают пониженный жизненный тонус, иногда чувство вины рисующего.

Руки дети начинают рисовать очень рано, сначала в виде палочек или «сосисок». Позднее на рисунках появляется кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда с пальцами. Если пальцев больше чем пять, то ребенок чувствует себя сильным, уверенным, если меньше – то более слабым, чем окружающие. Слишком длинные руки означают амбициозные стремления, очень короткие руки – неуверенность в себе, ограниченность стремлений. Руки характеризуют сферу общения, поэтому спрятанные за спину или в карманах они свидетельствуют о трудностях в этой сфере. Если руки как бы висят по бокам – это означает страх перед кем-то или чем-то и пассивность. Широкий размах рук – решительное побуждение к действию, а когда пальцы при этом сжаты в кулак — протест.

Следует обратить внимание на соответствие ног всей нарисованной фигурке. Тонкие ноги при нормальной фигуре означают неумение ребенка сопротивляться трудностям, неуверенность. Чем больше на рисунке площадь опоры у ног – тем сильнее у ребенка ощущение защищенности в жизни. Если ноги у человечка непропорционально длинные, то, по всей вероятности, у автора рисунка ярко выраженное стремление к независимости и самостоятельности.

И, наконец, очень важная деталь облика человечка – лицо, рисованное анфас, оно свидетельствует о сосредоточенности ребенка на себе, в профиль – об определенном интеллектуальном уровне. Если фигурка изображена спиной и вместо лица вы видите затылок, то у ребенка наверняка есть проблема: он стремится уйти от действительности, которая ему неприятна. Полные губы у человечка – признак того, что автор рисунка чувствителен, эмоционален. Открытый и заштрихованный рот указывает на страхи, рот наподобие клоунского – на противоречивые чувства, четко нарисованные зубы – на агрессивность.

Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, свидетельствуют о стремлении избежать неприятных визуальных воздействий. Большие расширенные глаза на рисунке – это выражение тревожности, беспокойства, потребности в защите. «Глаза-точечки» или «щелочки» также указывают на душевный дискомфорт ребенка. Если радужная оболочка глаз у человечка заштрихована, а его волосы стоят дыбом, то это говорит о страхах ребенка. Большие уши встречаются на рисунках детей, особенно чувствительных к критике, а также озабоченных проблемами послушания. Маленькие уши или же вообще отсутствие их на рисунке можно расценить как желание не принимать никакой критики.

Как и любой тест, этот не лишен определенных условностей: ведь ребенок растет, развивается, его эмоциональное состояние меняется. Поэтому результаты теста нельзя принимать за исчерпывающие психологические характеристики.

Если результаты теста говорят о страхах и тревогах ребенка, постарайтесь прийти ему на помощь. Не читайте ребенку нотаций, а стремитесь понять его. Дайте ему полную уверенность в том, что он всегда, во всех случаях жизни, найдет у вас понимание и сочувствие.

Категория: Что означают рисунки детей | Добавил: admin | Теги: Человек
Просмотров: 4159 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: